Владимир Тарнопольский
По ту сторону тени
(Jenseits der Schatten; Beyond the Shadow)

Мультимедиа-опера

Авторский комментарий

Импульсом для моей работы над оперой стали два античных источника – Притча о пещере Платона и легенда Плиния старшего о Происхождении живописи из тени.

Платон образно представляет мир, в котором мы живем, как пещеру, а всех людей — как узников, сидящих в этой пещере. Они видят лишь ее стену, на которую отблески света извне отбрасывают причудливые тени. Эти тени пленники пещеры и принимают за истинный мир. Узник, выбравшийся на свободу, ослепнет от солнечного света. Если же он вернется обратно в пещеру и попытается объяснить пленникам, ЧТО есть истинная жизнь, то соплеменники примут его за сумасшедшего и могут лишить жизни. Своей притчей Платон иллюстрирует мысль о пропасти между миром видимых нам явлений и миром истинных идей.

В другой античной легенде, описанной Плинием, тень выступает как прообраз живописи. Желая сохранить образ своего возлюбленного, отправляющегося на войну, девушка обводит углем контур его тени, тем самым создавая изображение. Так рождается живопись.

Обе эти притчи основываются на различных интерпретациях феномена тени. Для Платона тень – это знак мира идей (Эйдосов) в мире видимого.  Для Плиния тень – это посредник между миром видимого и миром искусства. В своем сценарии я попытался столкнуть эти два подхода, дать их в развитии и взаимопересечении. В этом "трехуровневом мироздании" (мир идей – видимый мир – мир искусств) именно Искусства, вопреки Платону, могут освободить пленников платоновской пещеры, показав им путь к Свету. И в противоположность Плинию, тень, живопись,  искусства – нечто гораздо большее, чем только лишь оптические или акустические феномены. Истинное познание и истинное искусство заключаются в выходе за пределы, определяемые тенью, которая является полем столкновения Света и Тьмы.

Композиция оперы основывается на параллельном развитии двух линий. Искусства представлены в опере женским трио, Пленники пещеры — мужским трио. Это как бы два "трехголовых" трехголосных персонажа, поющих только в ансамбле. Визуальным прообразом женского трио стала античная скульптура Три Грации, а мужского трио — скульптурная группа Родена Тени (из композиции Врата ада по Данте). В инструментальных эпизодах Искусства и Узники представлены соответственно Танцовщицей и Танцовщиком. Именно этот персонаж,  единственный,  достигает Света.  Два инструментальных ансамбля, расположенные на противоположных ярусах зала, непосредственно связаны со своими протагонистами, первый ансамбль — с Искусствами, второй — с Узниками.  

В основе либретто лежат фрагменты текстов из Божественной комедии Данте, Споре искусств о первенстве Леонардо, Гимна Солнцу Эхнатона и другие классические источники.