Владимир Тарнопольский, композитор (1955, Днепр, Украина). С 1973 по 2022 г. учился и работал в Москве, с апреля 2022 проживает в Мюнхене.

Изучал композицию в Московской консерватории у Эдисона Денисова и Николая Сидельникова, гармонию, полифонию, форму у Юрия Холопова. Его выпускное сочинение — Концерт для виолончели с оркестром (1980) — сразу было включено Геннадием Рождественским в абонементный цикл «Из истории русской музыки». С тех пор сочинения Тарнопольского регулярно звучат в России и за рубежом в исполнении таких известных музыкантов как Мстислав Ростропович, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Инго Метцмахер, Александр Лазарев, Сильвен Камбрелинг, Райнберт де Леу, Василий Синайский, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Йенс Петер Майнтц и многие другие.

Тарнопольский — участник многих международных фестивалей современной музыки, среди которых фестиваль «Альмейда» в Лондоне, Beethovenfest в Бонне, Мюнхенская оперная биеннале, Berliner Festwochen, Frankfurter Musikfest der Alten Oper, Holland Festival, Hommage aux Russes Paris, Dresdner Tage für Neue Musik, фестиваль Acht Brucken Koln, фестиваль современной музыки в Хаддерсфилде (Великобритания), фестиваль Klangspuren (Австрия), La Biennale di Venezia, Make Music Together в Бостоне, фестиваль Manca (Франция / Монако), Mannes festival в Нью-Йорке, The Schleswig-Holstein Musikfest (Германия), Нью-Йоркский фестиваль Sonic Boom, фестивали Московская осень, Звезды белых ночей в Санкт-Петербурге, Tage für Neue Musik Zürich, Варшавская осень, Wien Modern, The World Music Days of the ISCM и многие другие.

Тарнопольскому заказывали сочинения ведущие мировые оркестры, среди которых Симфонический оркестр Баварского радио, парижский Ensemble Intercontemporain, Ансамбль солистов Большого театра, Мюнхенский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Мариинского театра, Симфонический оркестр Роттердамской филармонии, Ensemble Modern, Ensemble Musikfabrik, Schonberg Ensemble, Klangforum Wien и др. Премьеры его сценических работ проходили в Мариинском театре Санкт-Петербурга, в мюнхенском Prinzregententheater (в рамках Мюнхенской биеннале силами труппы мюнхенского оперного театра), в Московском оперном театре им. К. Станиславского и В. Немировича–Данченко, в Барбикан-Холле в Лондоне, в Камерном музыкальном театре под руководством Б. Покровского, на фестивале Beethovenfest в Бонне, на Rencontres Musicales d'Evian (Франция), на Фестивале современного танца в Амстердаме (Голландия), на Музыкальном фестивале в Бергене (Норвегия), на фестивале Кара Караева (Баку) и др.

Владимир Тарнопольский — автор нескольких опер, многих оркестровых, камерных и вокальных произведений. Музыкальная материя его сочинений ассоциируется, прежде всего, с особым сонорным качеством, в звуковой магме которого «снимается противопоставление консонанса и диссонанса, звука и шума, гармонии и тембра, акустических и электронных инструментов», что достигается посредством детализированной темброво-гармонической техники. Его произведения побуждают к философским, духовным и политическим размышлениям о жизни и смерти, о человеке, обществе и космосе (оперы «Когда время выходит из берегов», «По ту сторону тени», «Красное смещение», «Полный безумия мир», «Чевенгур», «Tabula Russia», «Последний закат», «Сто дней одиночества», «Das alte Jahr vergangen ist:2022», «Out of Step/Out of Time», и т.д.)

При этом ряд сочинений Тарнопольского имеет ярко выраженный политический дискурс (опера «По ту сторону тени», «Полный безумия мир», «Чевенгур», «Tabula Russia», «Das alte Jahr vergangen ist:2022», «Out of Step, Out of Time», и др.)

Тарнопольский является одним из самых активных реформаторов музыкальной жизни Москвы постсоветского периода. Он был одним из инициаторов Ассоциации современной музыки в Москве (АСМ–2, 1989) — группы композиторов, которые боролись против официальной советской культурной философии «социалистического реализма». В 1993 году он основал первый в России Центр современной музыки и ансамбль «Студия новой музыки», а в 1994 году — Международный фестиваль современной музыки «Московский форум», главной идеей которого стало преодоление самоизоляции и интеграция российской музыки в общеевропейский и общемировой культурный контекст. «Московский форум» — единственный в России фестиваль, ставящий задачу не только выявлять поступательное развития музыкального искусства, но и вскрывать его политический дискурс. Под руководством Тарнопольского проведены фестивали современной немецкой, французской, итальянской, австрийской, голландской, польской, швейцарской музыки, которые стали важными событиями в музыкальной жизни России. Такие долгосрочные проекты как «Красное колесо», «Неизвестная русская музыка XX века», «Россия-Германия. Главы истории музыки XX века», «Антология авангарда», «Спектры времени» (современная французская музыка), «Свобода звука!», «Европа глазами россиян, Россия глазами европейцев», «Призрак будущего» и другие получили широкий отклик в России и за рубежом. В этих проектах впервые в России прозвучала музыка таких композиторов как Лахенман, Шаррино, Гризе, Мюрай, Ромителли, Пессон, Фернейхоу, Апергис, Фуррер, Шелси, Шнебель и мн.др. зарубежных авторов.

Одним из важнейших направлений его кураторской работы является воскрешение к жизни незаслуженно забытой музыки раннего русского авангарда. В ряде его проектов впервые прозвучали сенсационные находки — премьеры сочинений 1910-х — начала 1930-х годов, в том числе первая русская Камерная Симфония Н. Рославца (1933), никогда не исполнявшиеся фрагменты оперы Шостаковича «Нос» (1928), сочинения Обухова, Вышнеградского, Лурье, вокальные сочинения Гунста и др.

С 1992 по февраль 2022 года Тарнопольский являлся профессором композиции в Московской консерватории им. П.И. Чайковского. В 2003 он основал кафедру современной музыки и стал её первым заведующим. Среди его учеников Хана Аджиашвили, Ольга Бочихина, Михаил Бузин, Орхан Гашимов, Владимир Горлинский, Георгий Дорохов, Жамиля Жазылбекова, Баласагын Мусаев, Роман Пархоменко, Павел Поляков, Ольга Раева, Антон Софронов, Александра Филоненко, Николай Хруст, Кирилл Широков, Рамазан Юнусов, Sebastian Elikowski-Winkler, Felix Profos, Madeline Styskal и др. Композитор регулярно проводит лекции, мастер-классы и семинары по композиции и проблемам музыкальной эстетики в России, Австрии, Китае, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Польше, Швеции, Швейцарии, Украине, США и других странах, включая такие университеты как Гарвард, Оксфорд, Кембридж и др.

Тарнопольский — Почетный профессор Государственной консерватории Узбекистана. Владимир Тарнопольский был первым российским композитором, приглашенным в качестве профессора на известные международные Летние курсы новой музыки в Дармштадте (2010). Тарнопольский также является инициатором Международного конкурса молодых композиторов имени П. Юргенсона в Москве (с 2001), а также Международного конкурса Московской консерватории (с 2018). В качестве члена жюри он приглашается на многие международные конкурсы композиторов, такие как Gaudeamus Music Week (Амстердам), конкурс Witold Lutoslawski (Варшава), фестиваль World Music Days ISCM, конкурс Goffredo Petrassi (Италия), Международный фестиваль исполнителей современной фортепианной музыки в Орлеане (Франция), Gesualdo Reloaded (Италия), конкурс радио «Oрфей» (Россия), The Rivers Awards International Composition Competition (Шанхай), фестиваль «Другое пространство» (Москва), ряд конкурсов в США и др.

Сочинения Тарнопольского были удостоены ряда премий, в том числе, премии Дмитрия Шостаковича (Россия) и премии Пауля Хиндемита (Германия), International Rostrum of Composers award. В качестве composer-in-residence он приглашался в крупнейшие институции современного искусства и науки, среди наиболее крупных — Civitella Ranieri (Италия), в сезоне 2017–2018 гг. был приглашенным композитором в берлинском Институте перспективных исследований (Wissenschaftskolleg zu Berlin).

Главные сочинения. Оперы — Wenn die Zeit uber die Ufer tritt («Когда время выходит из берегов», 1999); «Правдивая история Золушки» (для детей, 2003); Jenseits der Schatten («По ту сторону тени», по «Притче о пещере» Платона, 2006). Соло с оркестром/ансамблем/хором — Концерт для виолончели с оркестром (1980); Psalmus poenitentialis, респонсорий для скрипки, хора и органа (1986); Impression-Expression II для фортепиано и ансамбля (1989/1996); …Le vent des mots qu'il n'a pas dits («Ветер слов, которые он не успел сказать») для виолончели с оркестром (1996); Оркестр — The Breath of the Exhausted Time («Дыхание исчерпанного времени», 1994); Feux follets («Блуждающие огни», 2003); Redshift («Красное смещение», 2013); Tabula Russia (2015); Be@thoven – Invocation (2017); Danse macabre (2023). Голос с ансамблем — Szenen aus dem wirklichen Leben («Сцены из действительной жизни») для сопр., флейты, валторны и ф-но на стихи Эрнста Яндля (1995); «Чевенгур» для меццо-сопр. и ансамбля на тексты Андрея Платонова (2001); «Портрет девушки с томиком Павезе» для сопр.и ансамбля (2015). Большой ансамбль — Jesu, deine tiefen Wunden («Иисус, твои глубокие раны») инструментальные Пассионы на хорал Баха (1987); «Кассандра» (1991); Welt voll Irrsinn («Полный безумия мир») для декламирующего духового ансамбля на стихотворения Курта Швиттерса (1993); «Маятник Фуко» (2004); Eastanbul (2008); Over Drive («Форсаж», 2019); Das alte Jahr vergangen ist: 2022 («Старый год ушел: 2022») Вариации на хорал Баха. Камерные и сольные сочинения.


Внешние ссылки

Tarnopolski, Vladimir. by Jorn Peter Hiekel. Metzler Komponisten Lexikon, herausgegeben von Horst Weber, 2003
Interview Anastassija Boutsko

Hannes Oberrauter. Klang gegen Rhythmus. Die Entwicklung von Texturen in Vladimir Tarnopolskis Foucault’s Pendulum

Philosophie-Oper im Schattenreich, Westdeutsche Zeitung

The Culturology Of Vladimir Tarnopolski. by Valeria Tsenova. Published in: Underground Music from the Former USSR, ed. by V. Tsenova

Vladimir Tarnopolsky. The Concepts Of Sound And Word. By Anastasia Tretiakova. Lambert Academic Publishing, 2003

Четверть века в фарватере Новой музыки, или Музыка ХХI века — взгляд изнутри // Интервью с А. Амраховой. Журнал Общества теории музыки, 2019/1 (25)

Реестр наших заблуждений // Беседа с А. Амраховой. Журнал Общества теории музыки №20, 2017–4
Скачать в формате PDF

Владимир Тарнопольский: восхождение к зрелости. С. Савенко // В сб.: «Музыка России», вып. 1, 2004

В.Г. Тарнопольский после «Кассандры». C. Савенко // Harmony: международный музыкальный культурологический журнал, 3/56, 2013
Скачать в формате PDF


обновлено 20.05.2023