Владимир Тарнопольский
Eastanbul

для камерного оркестра
(2008)

По заказу Ensemble Modern и Siemens Arts Foundation

Авторский комментарий

Меня очень давно интересовал этот великий город — Istanbul. Это единственный мегаполис на двух континентах, с тремя именами и множеством культур. Это город–миф. Здесь каждый увидит и услышит что-то свое.

Стамбульские впечатления искушают огромным выбором возможностей для построения замысла. Перечитав и просмотрев массу материалов, я приехал туда с определенными идеями для нового сочинения. Мне казалась очень актуальной тема культурной устремленности этого древнего города к современной Европе. Я даже придумал название для будущей пьесы -"Westanbul".

Но, оказавшись на месте, с каждым новым днем я все больше входил в конфликт со своим собственным замыслом. Стала очевидна вся недостоверность дистанцированных и опосредованных чужим мнением суждений. Для меня Стамбул оказался притягателен именно тем, что это абсолютный, безусловный восток. Именно в этом его ни с чем не сравнимое обаяние.  Я понял, что пьеса должны называться EASTanbul!

Конечно, меня необыкновенно впечатлил его изумительный природный ландшафт и средоточие замечательных культурных памятников! Но самое неожиданное впечатление произвело другое: этот город – кипящая лава всех возможных противоречий. Это город бешеной энергии, которая не имеет определенного вектора, которую невозможно сфокусировать в каком-то одном направлении. Кажется, через него проходят все трещины мира — исторические, социальные, культурно-этнические. Даже чисто географически Стамбул расположен на глубоком тектоническом разломе, и живет в ожидании крупнейшего геологического катаклизма. В некоторых его домах стоят сейсмические датчики. Этот процесс "физического" взаимопроникновения разных континентов, морей, культур, вероятно, кто-то расценит как диффузию, но для меня это — столкновение.

Предчувствие предстоящих сдвигов, напряженность "предикта" – с этими ощущениями я работал над пьесой. В какой-то момент я даже почувствовал необходимость ввести материал из другого своего сочинения - "Кассандры", который точно резонировал этим ощущениям. Может быть, на эти ассоциации меня навела сама географическая близость Трои.

…Я долго искал музыкальный ключ к своей пьесе и мне, как это часто бывает, помог случай. Однажды, выйдя из церкви Хора, известной своими византийскими мозаиками, я услышал предвечернее пение муэдзинов. Их возгласы неслась со всех сторон, кажется, с сотен минаретов. Фразы чуть-чуть не совпадали по времени и немного варьировались, создавая терпкие расщепления. Они бесконечно повторялись, многократно напластовываясь друг на друга. Я ощутил себя словно в какой-то вращающейся звуковой воронке в центре огромного гулкого пространства.

Именно эта идея – идея гетерофонии как вариантного повторения одной и той же фразы — стала ключом к моей композиции. Она позволила мне интегрировать самые разнообразные впечатления от этого города. Ведь в его мощной жизненной разноголосице все проявления индивидуального мгновенно нивелируются, превращаются в мельчайшие элементы гигантского общего орнамента. "Гетерофонный" облик Стамбула – это, несомненно, еще и шум многотысячной толпы на улице Истиклаль (Istiklal), и море автомобильных гудков в час пик на площади Таксим (Taksim). Кипение множественной жизни!